Бегущий по лезвию тяпки

Пафос. Отчёт о проделанном отдыхе.

Ya! Ya! In his house at New Orlean, undead Lestat waits dreaming.
Довелось провести отдых в городе Пафос, что на острове Кипр.
(сравнение цен) (древности Пафоса, english)

День 1. Полный прилёт.

Отличие Кипра от полуострова Синай (как оно там в остальном Египте не знаю), существенное для всех отдыхающих - все пляжи муниципальные, не принадлежат отелям. Все отели "первой линии" отделены от пляжа извилистым тротуаром aka "променад" - можно по нему идти и смотреть все отели подряд. В Шарм-эль-Шейхе на территорию другого отеля, не привлекая внимания охраны, можно попасть только когда все купаются, вплавь :).
Отличие Кипра, существенное для отдыхающих вроде меня, в том что за последние 2+ тыщи лет его успели "добыть": Македоныч, селевкиды, римляне, визайнтийцы, крестоносцы с Львиным Сердцем, оттоманы, тамплиеры, госпитальеры, британцы и опять турки. Последние там ещё остались в т.н. "Северном Кипре", о котором с киприотами лучше не говорить. Так вот, отличие, в том, что почти все вышеназванные что-то успели построить, к сожалению иногда строили из того, что можно выколупать из построенного ранее. Но посмотреть там всё равно есть чего.

Заселились, отъелись, отоспались. Слухи о том, что на Кипре все понимают по-русски оказались сильно преувеличены, говорить надо на инглише. Розетки не как у нас - купил на месте адаптер и сопрягунл с запасённым в багаже удлиннителем. Купил питьевой воды. Выбрался побродить по местности только ночью. Цены в евро в среднем в 1.5 раз выше по Питеру, но размеры порций еды и её качество..м-м-м-м. А вот напитки дороги, ибо пресная вода дорога. Зато апельсины тут сладкие сами по себе и о кислом винограде аборигены никогда не слышали.

После прошлогоднего полета в Египет всё сравнивал с ним. Перелёт из СПб в Ларнаку, что не удивительно, короче и аэропорт больше похож именно на аэропорт, а не районный автовокзал. Бакшиш никто не просил, охрана вооружённая М16 в наличии. А также, внезапно, реклама "Мира танков" на всём что можно. Погрузились в автобус и понеслись по отелям в Ларнаке и дальше в Пафос.

Температура днём, всё время пребывания, +30, ночью +24, облака редкие.
В отеле никаких скучающих на входе пахлаванов и заборов. Не смотря на то, что до заселения было ещё 4+ часа нас пригласили откушать у бассейна.

День 2. Вдоль по берегу пойду.

Наш отель в ряду "первой линии" был где-то так предпоследний. С другого конца этого ряда действующая гавань с яхтами и остатками оттоманской крепости (да, мои дорогие дварфоводы, крепос-с-сти...) Променад позволяет пройтись вдоль всех отелей и посмотреть на что они похожи со стороны моря. Согласно гуглокартам от нашего до крепости было где-то 5+ км, но по факту гораздо больше. Дорожка извивается гораздо чаще, чем это нужно для того чтобы повторять линию берега, вероятно для того, чтобы не просматриваться насквозь как шоссе. Для постояльцев отелей все лежанки и зонтики бесплатные. Местами есть "дикий" муниципальный пляж, где всем надо брать инвентарь напрокат. Редкие отели отгораживаются от променада зелёной изгородью с калиткой "только для своих". Ближе к гавани отели заканчиваются, вместо них идут рыбные таверны и магазины сладостей. Откушали рыбки и дошли наконец до крепости.

Крепость было воздвигнута турками и после землетрясения лишилась всех башен и стен, осталась одна коробка с воротами и выломанными углами. Стены в данный момент присутствуют в виде фундамента, на который положили бетонные блоки. Башни, что не растащили, лежит во рву, "коробка" на вид двухэтажная. Внутрь этой крепости я так и не попал, о чём тогда пожалел. Сейчас понимаю, что 1)увиденное в разы интереснее 2)вряд ли там внутри могло поместиться сильно много. Кроме крепости обнаружен одеон, т.е. каменный амфитеатр и статуя женщины, облокотившейся на камень. В камне спрятана подсветка, так что ночью это как-будто там костер или лампада. Я думал, что это Афродита, но оказалось, что это статуя "Другое Солнца" 2016 года работы Йоты Иоанниду (ссылка). Там же был "археологический парк", он же музей под открытым небом, с развалинами римских вилл и прочим, но т.к. солнышко скрылось музей закрылся.

День 3. Экскурсия в Птичий парк.

С утреца пораньше выехали на экскурсию в зоопарк. Водитель автобуса на каждой остановке у отеля громко интересовался у партии туристов "Зоопарк?!", произнося "З" как "Ж" и не выговаривая последние две буквы, чем поднял нам всем настроение. Зоопарк, он же бывший Птичий парк, работал по любопытной системе запуска посетителей раз в 2,5 часа. Кто не успел, тот опоздал. За отведённое время посетителям надо обойти всё и собраться в точке Х, где пройдёт шоу попугаев. Карта местности выдаётся. Большая часть обитателей это тропические птицы, причём фазаны и павлины шарятся по всей территории, куда могут забраться, включая крыши некоторых клеток. У них есть своя вольера, просто они в ней не сидят. Будучи напуганы детьми прячутся в зарослях. Шоу состояло из катания попугаев на "самокатах" и полётах попугаев и сов через кольца.

Рано вернувшись с экскурсии, решились поехать небольшой группой питерцев в не-туристическую часть города, на местном общественном транспорте. В район отмеченный как "Старый город" и "Рынок". Редкий случай, когда встречный абориген не знал английского, но смог ответить на русском. Автобус всё время нёсся в гору, пока не достиг конечной. Никаких следов остановки с автобусами в обратном направлении. В 20:00 всё, что не кафе уже закрыто и улицы пусты. В случае старого города они ещё и перекопаны т.к. в следующем году на Кипре будет какой-то всеевропейский культурный слёт. Надеюсь они ещё и названия улиц с номерами домов приколотят, потому что до сих пор сие как-то не принято. Напоминает Апраксин двор и окрестности, только пустые, изрытые траншеями и за исключением штабелей поребрика, чистые. Зато с интересными граффити. По тёмному времени смог нормально запечатлеть только одно.

Спускаясь оттеда обратно к морю обнаружили над головой, в листве чего-то произраставшего на горе, фиолетовое сияние. Где-то так на высоте третьего этажа. Это было отражение местнго освещения от тента над кафе "Муза" (хотя я, чтобы спутники не страдали от завышенных ожиданий, предположил вслух, что это школа альпинистов). Добрались до него по наклонным улочкам и неосвещённому парку. По пути нам встретился какой-то некиприотский европеец, спросивший нас где тут парикмахерская. В кафе откушал пасты карбонара - порция была громадная, как нигде в Питере и дико вкусная. Обратный путь до гавани проделали с горки пешком и насчитали аж три парикмахерских, но давешний европеец так и не попался на глаза.

День 4. По гробницам и по взгорьям.

Одна из двух заранее намеченных мной целей. Стоит отдельного поста в кладбищенском сообществе. Те из вас, кто успел погулять в моём обществе по Питеру могут оценить подвиг дражайшей супруги, сопровождавшей меня по гробницам по камням и колючкам, при ясном небе и температуре +30.

(Отдельный пост в Кладбищенском сообществе diary.ru)

День 5. Экскурсия "Сердце Троодоса". Монастыри и вина.

Экскурсия на целый день, что удачно - на небольшом, но хорошем автобусе. Гид на хорошем русском прочитал нам лекцию про геологию и историю Кипра в 20 веке. Геология примечательна тем, что остров имеет изначально вулканическое происхождение, а потом всё это поднималось из моря, так что получается, что порода вынесенная некогда вместе с магмой на самом верху, а верхние слои наоборот внизу. История 20 в. примечательна аж тремя днями независимости и их президентом-архиепископом Макариосом III. Всё это время автобус поднимался по серпантинам в горы. Виды замечательные, воздух каким давно не дышал. Монастыри (коих на Кипре 900 штук на 900 тыс. населения) в горах мало населены, но производят свою интерсную продукцию - миндаль в гранатовой пасте, кагор "Камандария" (пошло от госпитальеров), всякие мази. Киккский монастырь (1140 м над уровнем моря), помимо вина там хранится пирижизненная икона Богородицы и собрание мощей. В отличие от наших церквей женщнам на Кипре положено быть с непокрытой головой, плечи и колени прикрывать надо всем, и мужчинам и женщинам. Т.к. не все туристы могут об этом знать, на входе висят запасные платки и халатики. Брутальный лысый мужчина в маечке и шортах из нашей группы был вынужден ходить в фиолетовом предмете одежды, похожим спереди на застиранную джидайскую распашонку и на бабушкин халат сзади. Было жутко.

Винодельня "Гиролемо" (900 м над уровнем моря) - семейное предприятие, производит вина без искусственых спиртовых добавок. Я не знаток вин, но то что там раздают на дегустации меня впечатлило. Вино "Ксинистери", похоже на шампанское без газа, но вкуснее.

В завершение экскурсии окунулись с море где "официально" установлено, на какой камень выбралась Афродита (камень Афродиты на wiki). Учитывая, что остров с каждым землетрясением поднимается, возможно что когда-то на этот камень можно было вылезти из пены.

День 6. Купания для людей и богинь.

Ещё одна организованная экскурсия по винодельням и местам купания. Винодельня была более промышленная, чем Гиролемо и продукция мне не так понравилась. Был небольшой заезд по церквям и античному береговому захоронению.

Купание в лагуне глубиной где-то 2,5 метра с маской и трубкой. Дна касаться не рекомендовалось т.к. морские ежи. По пути можно полюбоваться природными ландшафтами и самым дорогим отелем Кипра, где останавливаются всякия там Волочкова и Берлускони. Иронично, что пляж у супер-отеля всё равно муниципальный, так что, по словам гида, если не лень пилить в такую даль, то можно явится туда поплавать.
В Ботаническом саду имеет место природный грот с насыщенной металлами водой, признан официально местом, где Гефест возвёл для своей молодой жены купальню со встроенной сигнализацией, которая давала ему знать если в купальне появлялся кто из богов. Там Афродита встречалась со смертным Адонисом. В саду устроена "дорожка здоровья" длиной 9 километров для прогулки. Времени попробовать не было.

День 7. Археологический парк Като Пафос. Улёт.

Рядом с гаванью находится вход в археологический парк с экспонатами эллинского, римского, франкского и византийских периодов. В большинстве своём это руины по колено высотой. Сохранились римские виллы с мозаиками, по которым те виллы сейчас и называют - вилла Диониса, вилла Тесея и т.п. Вилла Диониса снабжена крытым павильоном накрывшим существенную область с мозаиками, что позволяет осматривать их оставаясь в тени.

Встретили там ещё питерцев. Они сказали, что тут в Пафосе, кто не питерец, тот скорее всего из Сибири. Остальные россияне лежат на пляжах Айа-Напы, а мы тут по музеям бродим. Опять таки по камням. песку и колючкам, при +30.
В "парке" трудятся археологи с вениками и некоторые мозаики намеренно засыпаны песком. Зачем - я не понял, но наверно зачем-то надо.
Кроме мозаик можно полюбоваться на античный водопровод из глиняных труб и тёплый пол.
Кроме древностей на территории стоит действующий маяк с домиком и бассейном смотрителя, огороженный заборчиком чуть по пояс.

Маяк стоит на скале, в которой со стороны парка не закрытый решеткой ход и одинокий сегмент рельс. Пролезть по этому ходу можно только на корточках, причём развернуться в нём нельзя. Мне было не лень пройти середину ровного участка, чтобы разглядеть что дальше ход идёт вниз с поворотом.
Рядом со скалой тогдашний одеон т.е. театр и агора т.е. рыночная площадь с форумом. Последние два сохранились в виде засыпанных подвалов и большого ровного пустого места. От скалы идёт сложенная из нетесаных камней городская стена.
По дороге вдоль стены можно дойти до того, что по плану числится как "подземный комплекс" и "византийская базилика".

От базилики, по той же дороге к форуму, можно прийти к выходу на улицу (турникет в одну сторону) или пройти дальше к "замку сорока колонн" (Замок на wiki).

Грантиные колонны лежат по всей крепости, контрастируя с местным известняком. Местами они вмурованы в пол как порожки. Крепость, судя по остаткам, была довольно компактной и со сложной планировкой, если сравнивать с ранее виденными мелкими замками типа замка Локет в Карловых Варах. Сохранилось только центральное здание с двумя арками по центру.

На том и отпуску конец, кто прочёл всё - молодец.

@темы: Фото, Перемещения в пространстве, Изобр.исск-во, ...многобуквмногобуквмногобукв...